Два с половиной года назад Правительство Российской Федерации утвердило Постановление № 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) ", которое наряду с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» предоставляло право при самостоятельном приобретении положенного по индивидуальной программе реабилитации ТСР на 100-процентный возврат потраченных денег.
В кои-то веки законодательство действительно улучшало жизнь тех, кому в нашей стране живется очень нелегко. Постепенно люди стали узнавать о своих правах и, при наличии у них такой возможности, приобретать качественные ТСР самостоятельно. Я не зря подчеркнул слово качественные. Очень большое недовольство людей вызывает именно качество предоставляемых им бесплатно ТСР. Почему? Да потому что нельзя на конкурсной основе, где единственным критерием является цена изделия, покупать ТСР, которые в большинстве случаев носят очень индивидуальный характер. Но многие инвалиды о своих правах не знают до сих пор.
А некоторые из тех, кто о нововведении проведал сразу, сообразили, что 240-е Постановление позволяет «урвать у государства хоть шерсти клок». Иные отечественные производители ТСР, а чаще посредники, необоснованно подняли цены на свою продукцию, закупали импортные реабилитационные изделия и продавали их в два-три раза дороже. Были отмечены злоупотребления и среди недобросовестных инвалидов. В органы соцзащиты и ФСС от инвалидов стали поступать товарные чеки на плазменные телевизоры стоимостью в сотни тысяч рублей. Государственная «щедрость» обернулась непомерными и неоправданными тратами бюджетных денег. По подсчетам Минздравсоцразвития, увеличение доли компенсационных выплат в общих расходах федерального бюджета на указанные цели возросло с 5,1% в 2008 году до 16% в 2010-м.
И вот в Думу поступил проект федерального закона N 433101-5 «О внесении изменений в статьи 11 и 111 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который, по сути, отменяет 100-процентную компенсацию самостоятельно приобретенных технических средств реабилитации. Это вызвало нешуточный резонанс в кругу инвалидов. Понятно, что поправки ухудшат их жизнь. Причем, более всего пострадают молодые инвалиды, и особенно дети. То есть те, у кого есть реальные шансы на реабилитацию. Но ситуация стала напоминать замкнутый круг. Конечно, чтобы решить проблему, надо было думать, просчитывать, рассматривать разные варианты. Однако был выбран наиболее простой (если не сказать – примитивный) путь. Отменить стопроцентную компенсацию и снова вернуться к обеспечению инвалидов техническими средства реабилитации исключительно на условиях закона о госзакупках. Провели тендер, закупили, выдали, и будьте здоровы!
Очень опасная тенденция. Закупка качественных технических средств реабилитации, в частности колясок для инвалидов, в рамках тендеров невозможна. Конкурс преследует одну цель – купить коляску (или любое другое ТСР) как можно дешевле. Необходимо изменить весь механизм в принципе. От тендеров в вопросе обеспечения ТРС отказаться. Нужно определить критерии технических средств реабилитации, удовлетворяющие потребностям инвалидов с точки зрения надежности, удобства, качества, возможности гарантийного ремонта. Нет, и не может быть понятия "типовая коляска". Все люди разные, заболевания у них разные и поэтому потребности тоже разные. Самый разумный способ экономии – покупать не то, что дешевле, а то, то действительно нужно и удобно для людей.
Это позиция Всероссийского общества инвалидов. Но в Правительстве видят только одно: "Самостоятельно приобретаемые инвалидами TCP, как правило, обладают дополнительными потребительскими функциями, не имеющими отношения к целям реабилитации». При этом в приказе Минздравсоцразвития РФ № 379 записано: «Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида…состоит из следующих этапов: …определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры».
Так может сначала определить границы этих потребностей, а потом вносить в Думу законопроекты, отменяющие компенсации?
Увы, все происходит с точностью до наоборот. Законопроект внесен, 20 октября прошло его первое чтение. И тогда мною еще раз была разъяснена позиция фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»:
– Требуется срочное изменение всего механизма предоставления технических средств реабилитации. Целью должно стать качество предоставляемых человеку ТСР и услуг, а не экономия бюджетных средств. Необходимо обеспечение инвалидов вывести из под действия закона о госзакупках. Если уж мы говорим об определении размера компенсации по ТСР, то, как минимум, должны четко представлять, что компенсация не может устанавливаться исходя из конкурсной цены на изделие. Конкурс – это минимальная цена. И если мы передаем право устанавливать порядок обеспечения инвалидов ТСР, в том числе определения размера компенсации ведомству, то должно быть жестко зафиксировано, что эти вопросы не решаются без участия потребителей и общественных организаций инвалидов.
И главное – нельзя проблемы государства решать за счет людей, за счет ущемления их интересов и объективных потребностей.
В промежутке между первым и вторым чтениями предпринимались попытки повлиять на позицию Правительства и доказать, что ухудшать положение инвалидов нельзя. Совместно с депутатом Олегом Смолиным (КПРФ) мы подготовили ряд поправок, позволяющих минимизировать ущерб для инвалидов. К сожалению, они не нашли отклика ни у подавляющего большинства депутатов, ни у Правительства.
311 депутатов «Единой России» проголосовали «за», и законопроект во втором чтении был принят. Символично, что именно в этот же день 19 ноября в Общественной палате РФ проходили слушания на тему «Обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов в рамках готовящихся изменений законодательства», была принята резолюция, но по понятным причинам повлиять на прохождение законопроекта в Думе она уже не смогла.
Конвенция ООН о правах инвалидов, которую Россия собиралась ратифицировать до Нового года, признает, что для инвалидов важна их личная самостоятельность и независимость, включая свободу собственного выбора. Государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 гг.» предусматривает разработку и внедрение нового механизма финансирования и предоставления инвалидам услуг и товаров реабилитационного назначения, направленных на повышение качества, условий получения, с предоставлением права выбора поставщика этих услуг и товаров. Принятие законопроекта в представленном виде противоречит и Конвенции ООН, и российской программе. Ущемление прав инвалидов провоцирует социальную нестабильность, подрывает доверие к Правительству и лишает людей надежды на качественную реабилитацию.
Источник –
http://duma.spravedlivo.ru/publications/position/?Id=791