17 июля Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) обратилось в Верховный суд Российской Федерации, сообщила "Аргументам недели" пресс-секретарь Общества защиты прав потребителей (иностранного агента) Юлия Шарапова.
ОЗПП обратилось в Верховный суд РФ с заявлением о признании частично недействующим Приказа № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г., так как в нем ограничиваются права инвалидов. Согласно абзацу четвёртому пункта 110 документа: «Перевозчик вправе отказать в перевозке пассажира в кресле-коляске, больного на носилках при отсутствии на отдельных воздушных судах условий, необходимых для перевозки таких пассажиров».
В поданном заявлении ОЗПП сообщает, что данное положение противоречит целому ряду норм федерального законодательства, Международной Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. и безосновательно ограничивает права граждан, нуждающихся в особой поддержке со стороны государства.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Этот же принцип является основополагающим в международной Римской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.
Согласно Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., ратифицированной РФ в 2008 году, государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие объекты.
Статья 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет основные направления реабилитации инвалидов, к которым, в частности, относится создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии со ст. 15 того же Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Весьма показательным является европейский опыт. Европейское сообщество приняло Регламент № 1107/2006 о правах инвалидов в авиатранспорте, который вступил в силу 26 июля 2008. Его основной принцип гласит: «Инвалиды или люди с ограниченной мобильностью должны иметь возможность летать на самолете как все остальные граждане, с правом на свободное перемещение, свободу выбора и не дискриминацию. Принципиальное отличие от российского законодательства имеет статья 3, запрещающая авиаперевозчикам отказывать инвалидам или людям с ограниченной мобильностью в транспортировке и обязанность перевозчика принять на борт человека, имеющего на руках действительный билет, оказав в случае необходимости всю необходимую помощь и содействие. В противном случае, следуют санкции от 5 тысяч до 120 тысяч евро.
ОЗПП заявляет: Оспариваемое положение нормативного правового акта является очевидно дискриминирующим по отношению к пассажирам (потребителям), в силу инвалидности не имеющим возможности самостоятельно передвигаться без кресла-коляски или транспортируемым на носилках.
Однако, полноценная реализация указанных норм федерального законодательства о социальной защите инвалидов невозможна до тех пор, пока ведомственный нормативный правовой акт допускает произвольный отказ перевозчика от транспортировки лица в кресле-коляске или на носилках, мотивированный отсутствием на воздушном судне необходимых условий для такой перевозки.
Известно, что перевозчики – коммерческие организации, руководствуясь в первую очередь целью извлечения прибыли, нередко злоупотребляют предоставленным им оспариваемой нормой правом на отказ от перевозки. Проконтролировать оправданность такого отказа в каждом отдельном случае невозможно.
При этом установленные теми же Правилами специальные меры, необходимые для безопасности жизни и здоровья таких пассажиров (наличие сопровождающего, наблюдение перевозчика, предоставление дополнительных мест, заблаговременное согласование условий перевозки и т.д.) являются вполне оправданными.
В случае удовлетворения Верховным судом Российской Федерации требований ОЗПП, российские инвалиды получать возможность беспрепятственно пользоваться услугами авиакомпаний, как это происходит в других странах, а сами авиакомпании будут вынуждены создать для них все необходимые условия для комфортного обслуживания во время авиаперелета.
Источник –
Тюменская областная организация ВОИ